Мысли вслух. Будущее CRPG. Вероятное и очевидноеВ кои-то веки возникло желание выплеснуть на страничку дайрика мысли о текущем положении дел в индустрии CRPG. Вообще, занятная складывается ситуация. Похоже, нас ожидает третий Золотой Век жанра. Напомню, первым Золотым Веком считается конец восьмидесятых - начало девяностых, т.е. AD&D Goldbox, Ultima, Wizardry, Might & Magic. Вторым - конец девяностых, сиречь игры от Interplay, возрождение M&M, The Elder Scrolls. Наконец, третьим я бы назвал проекты, заявленные на Kickstarter - Wasteland 2, Project Eternity, Torment, Shroud of the Avatar. В конце девяностых - начале двухтысячных мы наблюдали, как РПГ обильно разбавляются экшном, тогда-то и получили Diablo, Dungeon Siege и им подобное. Оказуаливание жанра из продуктов для элиты в продукты для дебилов нашло свой протест именно на Кикстартере. Черт его знает, получится ли из этого начинания хоть что-нибудь путное, но сама идея не может не радовать. Особенно меня, еще успевшего застать первый Золотой Век.
читать дальшеЗдесь же хотелось бы коснуться эволюции некоторых ролевых серий. Да, где-то я писал об этом в дайрике, но все же.
Во-первых, многострадальный Might & Magic. Анонс M&M10 я расцениваю как величайшее бедствие... Мало бренд макали в дерьмо, теперь пройдутся еще по чувствам фанатов ролевой саги
. Не думаю, что я излишне пессиместичен. Но давайте посмотрим: Ubisoft приобретает бренд, после чего творит в самых разных жанрах - и все довольно дешевые поделки. Герои 6 явно сделаны за 30 сребренников, Duel of Champions - карточная игрушка, Heroes Kingdoms/Online - опять же недорогие браузерки. Уверен на 200%, что M&M10 будет дешевенькой ролевкой с пошаговым перемещением персонажей. И они называют это old school! Суки, да скажите вы напрямую: мы не хотим вкладывать лишние евро в эти игры, поэтому вот вам, ностальгирующая шушера, наш недопроект в стиле 90х, подавитесь! Нет, я не думаю, что из этого выйдет что-то стоящее. Склепают за несколько месяцев какую-ндь хрен, дизайн сдерут с M&M3... Конечно, спрошу у Марзина попозже, но скорее всего - очередной жалкий эпизодик по истории Ашана, безо всякой связи со старой вселенной, которую Убики за 10 лет, прошедших спокупки бренда, не удосужились изучить. Крайне наплевательское отношение к M&M...
Final Fantasy. Тут все гораздо забавнее. Последние годы творится хрен знает что. Убогая FF13, куда безсюжетного дерьмища под ios... Слава богу, что сегодня наконец-то президент Square Enix господин Вада был послан нахрен. Неизвестно, какой курс возьмет компания под руководством его преемника, но хуже, наверное, не будет. Ибо невозможно. Что ж, посмотрим. Здесь у Деми - осторожный оптимизм...
Wizardry. С одной стороны, проект Wizardry Rennaisance, стартовавший в Японии в 2009, представил новый мир, Аталс/Азалис, и последующие игры происходят именно в нем. Отрадно, что взаимосвязаны они, и в нынешней Wizardry Online мы видим множество отсылок к манге Wizardry: Zeo. Однако Wizardry Online... не знаю, она НУУУУУУДНАЯ!!! Я вообще боюсь онлайн игры: с одной стороны, ознакомиться с ними мне необходимо для целостности хроник в Антологиях, с другой... Ненавижу неделями заниматься тупейшим фармингом, прокачкой персонажа, чтобы сунуться в следующей данжен. Мрак. Нет, Wizardry Online вполне играбельна в компании, одному же не выжить... или - фармить, фармить, фармить. В отличие от того же The Old Republic, который в одиночку проходится вполне комфортно. И еще ложка дегтя: английская версия игры ужасна в плане перевода. Такое чувство, что переводчик владеет языком на весьма низком уровне, это чувствуется и в построении предложений, и в переводе. Порой одни и те же имена собственные переведены совершенно по-разному. И здесь мы видим отсутствие элементарного уважения к покупателям сих продуктов.
Dragon Age. Этот бренд Electronic Arts доит с самого начала. Однако Dragon Age 1 сделана хорошо, атмосферно, мне очень понравилась. Сразу видно, что игра находилась в разработке много лет. Но дальше - абсолютно невнятный комикс от IDW, поделка на Фейсбуке Dragon Age Legends (которая, респект разрабам, все же регулярно обновлялась и полнилась контентом... в отличие от того же M&M: Duel of Champions). И, наконец, апогей - Dragon Age 2, который пинали все, кому не лень. Но если проследить ролевую ниву от Bioware со времен Baldur's Gate, то видим мы элементарное и полное отсутствие новых идей. Одни и те же эксплуатируются от игры к игре. Сейчас вот пишу материал по Jade Empire, и что мы видим? Главный герой - сирота, под опекой таинственного старика, за которым охотятся убийцы. Полная, совершенная калька с завязки Baldur's Gate. Честно говоря, после Dragon Age 1 я рассчитывал на какую-ндь самобытность, но нет - приминивность сиквела заставила меня в очередной раз презрительно поморщиться. Конечно, разрабы винят продюссеров, которым нужно бабло, побыстрее и побольше. Прекрасно, нашли корень зла. Впрочем, от истины недалеко.
Та же участь постигла и Spellforce. Nordic Games, купившая бренды почившей Jowood, откровенно поиздевалась над потребителями, выпустив совершенно невнятный аддон Faith in Destiny из 2.5 карт! А еще целую тройку бессмысленных dlc. Верх идиотизма!
Про игры по Forgotten Realms молчу. Мертвы и похоронены. Гляну на онлайновый Neverwinter, но не жду ничего от этого проекта. Наверняка очередной середнячок. Вообще, онлайн убивает вселенные. World of Warcraft привнес примитив в Азерот, заменив харизматичных драматичных злодеев сплошь безумцами и откровенными дебилами. Далее, The Old Republic, где на каждой планете джедаям нужно помешать ситам задействовать новое суперпупероружие. Про Wizardry Online я уже писал - нудятина. В апреле должна появиться английская версия Herokon Online по вселенной The Dark Eye, а в обозримом будущем - The Elder Scrolls Online. Думаете, будет что-ндь стоящее?..
Blizzard? Что же делает Blizzard? По прежнему рубит капусту на своих поделках. Казуальство, да, но играбельно до жути. И сюжеты неплохи, на уровне... Я уже говорил, что идея вселенной Warcraft всецело стянута с ранних M&M, о мистической расе титанов (в M&M - Древних), противостоящих Старым Богам (в M&M - Создателям), и занятых миссией по привношению жизнь во вселенную. Увы, в M&M эта идея загнулась, но в Warcraft продолжает жить и развиваться. В принципе, Близзы предсказуемы, так что попробую предсказать дальнейших ход их глобального замысла по развитию вселенной. В последних контент-патчах дракон Гневион открыто говорит о неминуемом вторжении Пылающего Легиона в Азерот. Скорее всего, эпическим противостоянием с Саргерасом и его миньонами WoW закончится. Как раз к тому времени завершится эпопея Starcraft 2 и стратегическое подразделение Blizzard переключится на Warcraft 4, который будем посвящен противостоянию с обретшими свободу Старыми Богами. К тому же, уже в WoW вводятся юные интересные персонажи, которые к событиям Warcraft 4 подрастут и заматереют: принц Андуин, Мед'ан, сын (или дочь?) Тралла, который скоро уже должен родиться (в последнем контент-патче Катаклизма Аггра беременна, кто не заметил
. Вот и площадка, и фигуры для нового эпика.
Все же я искренне верю в успех Project Eternuty, нового Torment и Wasteland 2, потому что уповаю на то, что разработчики вложат в свои детища душу... что крайне редко сейчас, в эпоху полного обездушивания жанра. Проекты на Kicksterter'е имеют успех лишь по одной причине - наболело!.. И это не может не радовать...
Итак, что же нас ожидает в будущем? Смею предположить, что mmorpg как таковые изживут себя - глобальные миры, куча капиталовложений, а на деле - весьма рискованные и спорные проекты. Скорее, мы увидим много мелких относительно дешевых онлайн-разработок, как то Might & Magic: Raiders по системе f2p. Также - бум РПГ на мобилки, Final Fantasy портируются и штампуются, по The Dark Eye выходит непритязательно выглядящая стратежка Blutmond, и т.д. Ну и, наконец, Kickstarter для гурманов. Мир меняется стремительно, изменяется и индустрия. Нет, не в лучшую сторону. На долгострои ставку не делают. Больше мелких проектов, но с верной прибылью. А M&M10 для меня, простите, контрольный выстрел.