изначально я полюбил не Бэтмана. я влюбился в нуарную атмосферу Готэма с подачи Тима Бартона. причем я тогда еще не знал, кто такой Тим Бартон, что этот город зовется Готэмом, и что Бэтман - никакой не супер, а просто герой.
надо сказать, сам бартоновский фильм я посмотрел полностью сравнительно недавно, а тогда - в конце восьмидесятых - мне хватило фрагментов, которые показывали по телевизору - свой идеальный Готэм я достроил в своем воображении сам. это город, в котором не бывает светлого времени суток, но это даже хорошо, потому что темнота здесь с синеватым отливом, который придает стерегущим его горгульям особое обаяние. плюс здесь есть справедливость, имя которой - Бэтман.
а настоящее уважение к Бэману пришло гораздо позже, когда до меня дошло, что это просто человек, который одевается в костюм. что ему бывает больно, его запросто можно ранить, посадить под замок и даже убить. и что всё это не мешает ему, тем не менее, заниматься тем, чем он занимается - делать добро и наказывать зло. при этом, будучи весьма богатым человеком, Бэтман вообще никому ничего не должен, и всё это бэтманство - его личная инициатива.
Бартоновские фильмы про Бэтмана, помимо того, что они просто бартоновские фильмы, имеют еще этакий дополнительный слой ретро-шарма, который делает их еще круче.
Нолановские фильмы - совершенно про другой Готэм с совершенно другим Бэтманом. мне с самого начала импонировала идея Нолана снять реалистичную grim'n'gritty версию, в которой герои будут совершать логичные поступки и вести себя не как "в гостях у сказки" (см. фильмы Бартона), а как живые люди. я уважаю поставленную задачу, но, сказать по чести, я на самом деле не представляю, как это в принципе можно реализовать. ну не бывает в жизни миллионеров, которые каждый день тайно рискуют жизнью ради незнакомых людей.
читать дальше, если не боитесь спойлеровтеперь, когда вы знаете, как я отношусь в целом к поставленной Ноланом цели (как к заведомо невыполнимой), я хочу пройтись по ряду решений, которые принимал Нолан или его соратники, снимая бэтмановскую трилогию. всё, что вы прочтете ниже (да и выше, собственно, тоже) - это чистый субъектив, который исходит из весьма ограниченного знания Бэтмана и его вселенной. я не являюсь большим знатоком комиксов и я не профессиональный критик, но и не левый чел, "который случайно зашел посмотреть кинцо про еще одного дядьку в маске, потому что мстители же клевые!"
***
ПЛОХОЕ
1. Готэм. Это не Готэм. здесь слишком много света. понятно, что день в сутках должен быть, но не надо его так много показывать в Готэме. здесь нет горгулий - я не помню, как обстояли дела с ними в первых двух фильмах, но в третьем я их вообще не увидел. а это же визитная карточка Готэма, как же так? и вообще, это какой-то Нью-Йорк, кажется, я только что видел Спайдермена? а нет, показалось.
2. Джеймс Гордон. это пример того, как отличный актер играет не свою роль. почему я все время жду, когда Джим перестанет притворяться хорошим, наклонится назад в приступе дикого хохота, вытащит пару автоматов узи и начнет палить из них вокруг в кого ни попадя? если ты нацепил усы, это еще не делает тебя хорошим Джеймсом Гордоном, даже если стараешься изо всех сил. Джеймс Гордон должен источать силу духа и твердость плеча, разве нет? он должен быть высоким и жилистым дядькой с прожигающим насквозь взглядом, а не сомневающимся американским аналогом милиционера из "нашейрашы". ему здесь даже сына дали и непонятную жену, которую почему-то зовут Барбара...
3. Альфред. я любил этого Альфреда. тут был шикарный Альфред. пока он не взял и не бросил Брюса. настоящий Альфред никогда - НИКОГДА! - бы так не сделал. потому что это Альфред, а Альфред - это воплощение преданности в ее наивысшей точке.
4. женщины Уэйна. ну почему - почему половина их (причем, все же главная половина) такая отталкивающая? есть же куча талантливых харизматичных актрис. зачем было снимать тех, кто попал в фильм. что там делает Кейти Холмс? вы видели, как она улыбается? как можно полюбить женщину, у которой улыбка нежности работает только на одну сторону? или в детстве она улбалась полностью? Мэгги Джилленхаал, наверное, актриса получше, но опять же - что эта вроде бы умная, но такая страшная тетка делает рядом с Брюсом Уэйном? Марион Котильяр - это, конечно, наше всё, но почему в фильме она выглядит лет на 15 старше, чем в жизни? и еще, мне кажется, в перерывах между съемками она тайно смеялась с подружками по телефону над тем, какую фигню ей приходится играть.
5. Брюс Уэйн. Кристиан Бэйл - отличный актер. но... ему неинтересно. посмотрите в его глаза - там очень часто сидит скука. там нет естественной энергии. порой она просыпается - как в тот день, когда в его апартаменты заявился Джокер, но ты скоро понимаешь, что это просто работает профессионал. он не понимает Уэйна. не понимает, что им движет. не понимает, зачем все это ему нужно и почему он бездействует, когда он бездействует. но самое главное - кажется, он не считает, что он может правильно сыграть Бэтмана. и тут я его мнение - если оно такое, конечно, ведь я только пытаюсь интерпретировать его скуку - я с прискорбием разделяю. Бэйл - не Уэйн. кишка у него тонка, понимаете. посмотрите на его подбородок. там должно быть что-то вроде радиаторной решетки от паровоза, а там... просто волевой подбородок Бэйла. а еще он шепелявит малость. и он просто недостаточно крупный для Бэтмана. и нет в нем той внутренней силы, которая способна заставить человека надеть на себя костюм Бэтмана после того, как ему пару месяцев назад сломали хребет. кстати, сам Бэйл говорил, что, когда его позвали на пробы, он думал, это будут пробы Джокера...
6. интерпретация происходящего. я уже говорил выше о попытке Нолана разумно объяснить происходящее в Готэме и подобрать нормальные человеческие мотивации для поступков героев комикса. однако все они разбиваются об истинную причину всего, что там происходит. буквально вчера в каком-то мультсериале для девочек главная героиня услышала про Бэтмана от младшего братца и ясно дала понять свое отношение к сабжу: "да он псих!" не станешь тут психом! посмотрите, с кем он имеет дело: как минимум - убийцы, насильники, маньяки; как максимум - вообще какие-то мутанты, в которых гармонично сочетаются "лучшие" качества вышеперечисленных категорий населения. а этот утонченный садизм самого протагониста: калечить можно, убивать нельзя... про садомазохизм я вообще молчу. а тот факт, что под местную психушку выделен практически целый остров, и что местных бандюков предпочитают сажать именно в психушку, а не в тюрьму - ни на какие мысли вас не наталкивают? а отношение к Готэму со стороны властей страны, которое очень хорошо проявилось в заключительном фильме? а постоянно повторяемые фразы вроде "это безумие!" - "они все сошли с ума!" - "ты не в себе!" и т.п. Готэм - это гиперболизированное воплощение фразы "Этот безумный, безумный, безумный мир!" это одна большая психушка, в которой нет места нормальным людям. единственного нормального человека (Блэйка) авторам фильма пришлось придумать, потому что они не смогли или не захотели найти ни одного адекватного канонического персонажа, которого стоило бы показать в фильме! вот такая вот интерпретация со стороны авторов фильма мне лично видится, и, кажется мне, она не лишена логики.
ХОРОШЕЕ
1. как ни странно, Бэйл. да, я пока что не видел киношного Бэтмана, который устроил бы меня на 100%. но Бэйл, при всей его "неподходящести" для этой роли, сделал всё и чуточку больше для того, чтобы показать мне максимально приближенного к моему идеалу Бэтмана. так что на сегодня это, имхо, самый лучший из доступных Бэтманов в кино.
2. Джокер. здесь буду банален: это самый лучший персонаж во всей трилогии и самый лучший киношный Джокер эва. вторую серию украл у Бэтмана и вообще у всех подчистую. такой сгусток негативной энергии, абсолютное лживое демонстративное невменяемое зло. наверное, так бы выглядел дьявол, если бы решил выступить перед нами публично. причем, русский дубляж доставляет не меньше оригинала (вы же поняли, что это тот же человек, который озвучивает Дауни?). вторую часть трилогии можно пересматривать просто ради Джокера. и каждый раз это мурашки по спине.
3. Пугало. я думаю, если бы Пугалу дали развернуться, он зажег бы не хуже Леджера. но и так спасибо. заметьте, еще один абсолютно двинутый персонаж...
4. Рас Ал Гул. просто замечательный Рас Ал Гул.
5. Энн Хэтэуэй... Энн Хэтэуэй... Энн Хэтэуэй неожиданно зажгла. откуда столько энергии в этой кисейной барышне, а? до последнего момента, пока я не увидел ее в особняке, я был уверен, что это очередной мискаст - и тут она берет и ломает все мои представления о себе! берет и строит Брюса Уэйна. мне кажется, Бэйл был удивлен не меньше моего, во всяком случае, у него в этой сцене хотя бы ожили глаза!
6. Бэйн. ну какой это Бэйн, да? вы видели вообще Бэйна? это не просто здоровый мужик в телогрейке и с намордником, под которым усиленно прячется добрая рожица Харди. это реально мутант неслабых таких размеров с торчащими из спины трубками и прочей комиксной хренью - в других фильмах по комиксам таких персонажей рисуют на компьютере, а потом вставляют в нужные кадры (ну вот хотя бы как Халка из Мстителей). но у нас же РЕАЛИСТИЧНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ здесь, да? так вот в качестве реалистичной интерпретации Бэйн вышел хоть куда. реально реалистичный такой бинладен-wannabe мудак-терминатор, от которого хочется спрятаться под кровать.
7. Блэйк. не знаю, как вы, а я только и делал в третьей серии, что ждал, когда покажут Блэйка. что он скажет, как посмотрит, может, он этими ушами еще и шевелить умеет? нет, если серьезно, то по всему получается, что Блэйк - вплоть до предтитровых кадров - самый адекватный персонаж в фильме. ваш идеальный полицейский - умный, честный и профессионал своего дела. но Бэтман, конечно, судьбу ему поломал, когда убедил надеть маску, да...
8. Трилогия в целом. всё-таки у Нолана получилось снять шикарное визуально и почти идеальное технически зрелище, которое смотрится на одном дыхании вопреки совсем недетскому хронометражу. Нолан и команда приблизились к выполнению поставленной задачи "снять реалистичный фильм по комиксу" настолько, насколько это вообще возможно (имхо, невозможно в принципе). поэтому в целом - мне понравилось.
хотя это и не то кино про Бэтмана, которое я хотел увидеть.
правда.)
А вообще обзор очень классный, да. Унёс в твиттер...