![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5901/nukarmer.5/0_4c059_7e15f521_XL.jpg)
а она на самом деле о том, как хреново организована американская армия. как каждый второй в ней считает своим долгом не слушать приказов вышестоящих лиц. и как, благодаря этому, совершаются подвиги и всё получается пусть не так, как надо, но хотя бы с меньшими потерями, чем должно бы.
проще всего, конечно, просто поиграть в игру, желательно с русским переводом. еще лучше, если дружишь при этом с английским. там в перерыве между пострелушками-побегушками говорят и показывают. я слышал множество жалоб на устаревшие ролики - нормальные ролики.
читать дальшесразу оговорюсь: видеоигра - это не учебник по истории "конфликта" в Афганистане. но ключевые события так или иначе основаны на реально происходящем там вот уже 8 лет безобразии.
вот, например, описание начала операции Анаконда в ущелье Шах-и-Кот (события именно этой операции легли в основу сюжета игры) из вики:
Экспедиционный корпус "Молот"
Около полуночи боевые единицы ЭК Молот погрузились в средства передвижения и покинули свою базу в Гардезе по направлению к ущелью Шах-и-Кот. ЭК Молот состоял из многочисленных сил афганского народного ополчения под предводительством Zia Lodin и боевых групп спецподразделений Texas 14/ODA 594 и Cobra 72/ODA 372. Дорога была в плохом состоянии, что привело к затруднению передвижения подразделений. После того, как несколько солдат были ранены в результате того, что несколько грузовиков перевернулись, командование приказало, чтобы грузовики включили фары, аннулировав, таким образом элемент неожиданности. Во время дальнейшего продвижения подразделения ЭК Молот недоставало слаженности действий из-за транспортных трудностей. Конвой под командованием офицера Stanley L. Harriman из Третьей Группы Спецвойск отделилась от основных сил ЭК Молот, чтобы достичь необходимой точки наблюдения. Военный самолет Grim 31 (AC-130), который должен был обеспечивать поддержку и разведку с воздуха для наступательной операции, заметил конвой Harriman'а и из-за неполадок в инерционной навигационной системе счел, что это силы врага. Grim 31 открыл огонь по колонне, в результате чего Harriman погиб, а несколько афганских ополченцев и спецназовцев США были ранены.
Основные силы ЭК Молот достигли условной точки, с которой должно было начаться наступление около 06:15 утра и стали ждать воздушной бомбардировки вражеских позиций. Неполадки связи между группой Texas 14 и высшим командованием привели к тому, что бомбардировка была не такой обширной, как планировалось, и состояла всего из 6 бомб. Это случилось из-за того, что одна бомба застряла в пусковом отсеке бомбардировщика B-1B. Следующий бомбардировщик ожидал, пока B-1B выполнит свое задание, чтобы получить разрешение на сброс бомб и повторный заход. По словам пилотов обоих самолетов, а также еще двух F-15E, в этот момент поступила команда о прекращении огня. Позднее один из пилотов признался, что этот отбой мог относиться к Grim-31, которому было приказано прекратить огонь по своим. Недостаток поддержки с воздуха деморализовал афганцев и расстроил спецназ. Афганские воины в грузовиках подверглись сокрушительному обстрелу из минометов, которые заранее были нацелены на конкретные точки дороги до того, как их достиг транспорт... На этом этапе стало ясно, что бойцы Al Qaeda ожидали наступления...
и далее в таком же духе. вплоть до рассказа о том, как австралийский спецназовец чуть ли не грудью бросался на стволы американцев, которые ошибочно стреляли по своим. неужели там правда кто-то думает, что американцы победят в этой, с позволения сказать, войне??
так вот, возвращаясь к игре. там нет хэппи-энда, и, кажется мне, что это не просто задел для сиквела.
Доп. материалы, если что:
1. немного из русской вики о том же;
2. и еще один русскоязычный источник;
3. а вот совсем полезное, если надумаете играть: список акронимов и выражений морской пехоты США.
@темы:
Medal of Honor,
видеоигры,
ищу
В детстве я смотрел один очень-очень хороший мультсериал, назывался "Эховзвод"(потом правда обнаружилось, что он Экзовзвод, спасибо переводчикам). Там была война в будущем людей с нелюдями. И среди военных были само собой бравые космодесантники. У бравых космодесантников был суровый капитан. Перед каждым вылетом он спрашивал строй "Герои среди вас есть?". Строй хором отвечал "никак нет, сэр". После этого все уже загружались в десантный корабль. Из-за таких вот моментов я считаю что это очень-очень хороший мультсериал.
вот, например, описание начала операции Анаконда в ущелье Шах-и-Кот (события именно этой операции легли в основу сюжета игры) из вики:
Очень похоже на события в фильме "black hawk down". Тоже полная джамахерия, отсутствие логики происходящего и развал вообще любой тактики.
Увы, война 8.8.8 показывает что и у наших тоже не все так гладко идет. Хотя у нас это выливается на во френдли файр и полный звиздец, а в то, что никто не дергается, не волнуется и без всяких там раций и связи просто валят врага в зоне видимости, двигаясь в предполагаемую сторону его скопления. Так нет-нет а прокрадется Толстовский тезис о войне как противостоянии духа, а не мозгов. Но его надо выгонять, все-таки. Я, конечно, полный профан, но мне кажется что у Американцев эта зависимость в стиле ихней винтовки М16. Все должно быть идеально точно, как и спланировано - тогда работает. Если начинаются какие-то дивиации, то все летит к черту. Как и винтовка, заклинивающая от пары пещинок. А у нас свеого рода "дубина"-калаш, которому хоть бы что внешние условия, но у которого и эффективность не вырастит, если эти условия хорошие ему дать. Надо искать где-то посередине, чтобы была тенденция к планированию, слаженности, однако при этом был и зазор для неожиданностей.
Римская армия после реформ Гая Мария, перейдя от манипулярной тактики, требующей высокой слаженности отдельных солдат, к тактике когортной, более терпимой к индивидуальным ошибкам, увеличила свою эффективность до поднебесных высот. Но возможно для этого надо было вначале научиться этой самой манипулярной тактике. Ну и как водится, опыт реальных боевых действий - лучший учитель. Как Красная Армия во 2 мировой, перенявшая новую стратегию и тактику Немцев с их высокоподвижными частями, высоким взамодействием родов войск и наглых и быстрых тактических ударов, взяв их на вооружение и модифицировав под собственные реалии, достигла опять же небывалой эффективности ведения войны. Тонкий, в общем, вопрос.
я думаю, для этого, в частности, такие конфликты и инициируются. цинично, но очень похоже на правду.